Эклектика

Эклектика (1830-1890 – х. годов)

            Период 1830-1890 – х. годов – совершенно новый этап в истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Его принято называть периодом эклектики или историзма. Само слово «эклектика» всегда имело негативный оттенок, подразумевая соединение чего- то несовместимого.

         Эклектика – не стиль, а смешение различных стилей. В какой-то мере она всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако не была основополагающим принципом искусства. Всему виной романтизм, с его философией «свободного перемещения в историческом времени» и отказом от строгих канонов в искусстве. Время классицизма заканчивается, он вынужден сойти со сцены. Античность, считавшаяся в классицизме единственным образцом для подражания, уходит в прошлое. Готика, барокко, рококо, древнерусское и восточное искусства становятся источником творческих интерпретаций архитекторов и декораторов. Меняются идеал искусства и само представление о прекрасном. Вместо величавой благородной простоты предпочтение отдается показной роскоши.

          Интерьеры эклектики – полная противоположность интерьерам классицизма. Чистота и ясное пространство классических залов, где много воздуха и света, уступают место уютной тесноте и перегруженности. Комнаты до отказа заполняются вещами. В них начинает главенствовать мебель, лишая комнаты былой парадности и строгости. На смену холодной блестящей поверхности полированной мебели приходит пушистая фактура бархата скатертей, обивок диванов и кресел, создавая ощущение мягкости, теплоты и покоя.

          Новая мода сказалась, прежде всего, на планировке помещений. Классический осевой принцип анфилады заменяется свободной живописной планировкой замкнутых комнат, смещенных с центральной оси. Мебель теперь не размещается вдоль стен, а образует свободные группы, живописные «уголки». В комнатах ее становится все больше, и она более удобная и комфортная. Для создания в интерьерах отдельных зон широко применяют ширмы, трельяжные решетки с зеленью.

          Стремление приблизиться к природе привело к устройству в домах зимних садиков. Там же, где их не было, комнаты заполнялись жардиньерками, трельяжами с вьющимися растениями, напольными кашпо и кадками. С этого времени мода на комнатные растения прочно войдет в убранство интерьера.

         На смену принципу сословности приходит понятие «частного человека». Каждая комната наделяется определенной функцией. Становится модным оформлять различные по назначению комнаты в разных исторических стилях. В издании К. Шрейдера «Новые компактные декорации или рисунки изящно отделанных комнат» предлагалось, к примеру, украшать «танцевальную залу в греческом вкусе, гостиную – в новофранцузском…, будуар – во вкусе Помпадур, спальню – в китайском, ванную – в восточном…» Это вызвало много споров, подобное «разностилье» многим было не по душе. Архитектор Л.Бенуа писал: «Удовлетворяя вкусу маловзыскательных заказчиков, архитекторы были вынуждены создавать постройки как бы по одному определенному рецепту…

           Вестибюль отделывался в «помпейском» стиле, гостиные и танцевальные залы – в стиле Людовика XVI. Этот стиль подвергался особенному искалечению тяжелыми и вычурными формами: никто не понимал тонкости и изящества его. Столовые и кабинеты шли в стиле ренессанса и готики, причем архитекторы любили, как тогда выражались, «вертеть немецкий ренессанс». Будуары в стиле «Помпадур», а fumoir (фр. – курительная) обязательно требовалось отделать в мавританском стиле и т.д. Можете себе представить, какой получался архитектурный винегрет вместо жилого дома!»

         Непременным атрибутом богатых домов периода эклектики был будуар – небольшая женская гостиная для приема самых близких знакомых. Будуары, как правило, оформлялись в так называемом стиле помпадур, или «второго рококо». Там создавалась атмосфера праздничности и беззаботности.

         В отличие от строгой симметрии классического интерьера, в период эклектики мебель расставлялась свободно, как бы небрежно, образуя уютные компактные уголки. Поставленные под углом посреди комнаты столы, диваны, кресла, ширмы не только создавали ощущение непринужденности, но и были удобнее в пользовании. В будуаре обычно стояли шкаф, этажерки, стулья, столик для рукоделия, столик-бюро, фортепиано. Формы их были кокетливо изогнуты. Цветочные мотивы царили в обоях, в живописных полотнах, в драпировках окон, обивке мебели…Будуары иногда полностью, от пола до потолка, драпировались тканями и коврами, превращаясь в подобие мягкой уютной шкатулки. Мебель для них в стиле «помпадур» было принято золотить, порой ее красили в белый или светлые тона. Особой популярностью пользовались изделия из фарфора: из него иногда делали камины и даже люстры.

         Кабинеты и библиотеки было принято отделывать в готическом стиле. Знать заказывала модные гарнитуры целиком, люди менее состоятельные приобретали отдельные вещи. Атмосфера таинственности и загадочности, усиленная использованием в декоре витражей и цветных стекол, как нельзя лучше располагала к размышлению. В «готический кабинет» обычно входили кресла, стулья, письменный стол, корзина для бумаг, подвесные полочки, этажерка, каминный экран, ширма и кабинетная кушетка. Форма и небольшие размеры такой кушетки не позволяли отдыхать лежа, а только сидя, вытянув ноги. При необходимости кушетка дополнялась специальным пюпитром для чтения. Конечно, подражание готике было чисто внешним и выражалось в обильном украшении мебели стрельчатыми арочками, розами, крестоцветами, пинаклями и прочими архитектурными деталями готики. В стиле готики выполнялись и остальные предметы кабинета – зеркала, камины, часы и даже сервизы.

           Обивка мебели кабинетов и библиотек всегда была темного цвета, скорее всего, потому, что это были мужские помещения, а табачный дым очень быстро портил светлые обои и драпировки.

          Столовые, как правило, оформлялись в греческом, так называемом помпейском стиле. Все было выдержано в традициях помпейской живописи: и росписи стен, и рисунок потолка, и узор паркета. В основу стульев гарнитура были положены курульные кресла (складные парадные табуреты, которыми пользовались императоры Древнего Рима). Ножки консолей, стульев, диванов и табуретов в виде звериных лап и свирепых голов повторяли античные образцы. Не случаен и ярко-красный цвет обивки мебели, характерный для древних росписей. Модными были торшеры в виде античных светильников-треножников, выполненные из темной патинированной бронзы. Для лучшего освещения пользовались и подвесными светильниками в виде плоских чаш. Как правило, их делали из жести или фарфора и заполняли маслом. Масляные светильники, не требовавшие, в отличие от свечных, сложной конструкции, стали широко распространяться с 1830 г., хотя свечи будут в ходу еще долгое время.

          В каждом доме существовала комната в восточном стиле. Особенно часто в восточном стиле устраивались кабинеты и курительные комнаты. Витражи на окнах создавали полумрак в духе покоев восточных владык. Восток воспринимался европейцами в ярких красках, пряных ароматах. В убранстве кабинетов сочетались как подлинные восточные вещи, так и предметы, выполненные в подражание им. Очень распространены были небольшие восьмигранные столики, украшенные вставками металла, слоновой кости и перламутра. Таких столиков, прозванных турецкими, немало вывозилось из-за границы, но, судя по количеству сохранившихся образцов, их активно копировали и местные мастера. На коврах были развешаны целые арсеналы оружия. В Росси интерес к Востоку во многом подогревался войнами на Кавказе и в Средней Азии. Модным считалось иметь у себя в доме коллекцию военного и охотничьего оружия, что, впрочем, нередко свидетельствовало о боевых заслугах владельца дома.

         К концу века интерьеры теряют остатки былой однородности стиля хотя бы в рамках отдельной комнаты. Предметы разных стилей начинают мирно соседствовать в одном помещении. Восточные курильницы и кавказские ковры с развешанным на них оружием уживаются с роскошными барочными люстрами, «ренессансными» столами и креслами. Стилевое единство окончательно уступает место механическому собранию предметов, объединяемых чисто внешними признаками, чаще всего общностью цвета обоев и драпировок, одинаковыми породами дерева в мебели.

            Каждая комната трактуется как самостоятельный замкнутый мирок. Значительно уменьшаются размеры комнат, а количество предметов в них увеличивается. Создается впечатление, что люди боятся пустоты. Сотни вещей – мебель, цветы, безделушки – загромождают комнату, образуя самостоятельные уголки и островки предметов, расставленных и развешанных в «уютном беспорядке». Мягкая мебель иногда полностью прячется под драпировками, ее словно «кутают», скрывая деревянный каркас под тканой стеганой обивкой. Кисти и бахрома спускаются до пола. Окна и двери украшают драпировки, спадающие тяжелыми мягкими складками, перехваченные шнурами. Общее впечатление тяжеловесной роскоши подчеркивают темные тона обоев, тканей, дерева.

             На протяжении всего прошлого века убранство интерьеров дешевеет. Обилие вещей становится причиной, стимулирующей использование все более дешевых материалов. Чугун вытеснил бронзу, майолика сменила фарфор, плюш и репс – шелк, атлас и бархат, клеенка – кожу, фотографии – живописные портреты.

             Конец века – время стремительного технического прогресса. Квартиры становятся все более благоустроенными и комфортабельными. Некоторые из чудес технического прогресса – водопровод и канализация – существенно изменили их планировку. Появление ванных и перенесение уборных внутрь квартиры (в XVIII – начале XIX в. они размещались в лучшем случае в специальных пристройках на галереях или на лестничных площадках в подъездах) выделяли область санузла. Вся квартира делилась на три зоны: деловую и гостевую, жилую, подсобную. Первая тяготела к парадной лестнице, последняя – к черной, жилая находилась посередине.

             Журналы предлагали огромное число вариантов мебели для гостиных: «Кроме обыкновенного дивана – козетки в виде двух соединенных кресел с небольшим круглым или овальным столиком посередине, небольшой полукруглый диван-маркиза des-a-dos с сидениями по обе стороны от спинки, для отдыха днем – оттоманка, для беседы – диваны «тетатеты», несколько легких стульев и табуретов, в простенках – столы-консоли и изящные шкафчики, этажерки с расставленными на них безделушками, по углам маленькие столики; рояль и фортепиано. Если гостиная большая, то посередине или большой стол, или жардиньерка, или ваза с растениями или, наконец, круглый диван с корзиной цветов посередине. Столовые часы, вазы на простеночных столах, ковры на полу… Всего должно быть достаточно и даже много». Модной становится мягкая мебель с обивкой из штофа и ситца, полностью скрывающей деревянные детали. Особенно уютно выглядели так называемые пате (фр. – пирог) – мебель без твердого каркаса, состоящая лишь из мягких матрасов.

            В жилых комнатах ближе к передней располагалась столовая. Для нее предлагались: «Стол и стулья без обивки или обитые кожей: тисненою или шагреном. Изящно, если стены и потолок обшиты деревом с резьбой, если нет – то обои, не яркие, но и не темные, с однообразным серьезным рисунком. По стенам различного рода фаянс, металлические блюда, картины с изображением ландшафтов, охотничьих сцен и натюрмортов. Портреты и занавеси – тяжелые. Часы – лучше всего тумбою (в шкафчике)». На противоположном от парадного входа в конце квартиры, у черной лестницы, находилась кухня, далее шли людская, уборная и ванная. Рядом с санузлом, примыкая, друг к другу, размещались детские и спальня.

            Трудно себе представить, как можно было жить в столь перегруженных вещами интерьерах, да еще и наводить в них порядок. Со всех сторон раздавалась критика в адрес «всеядности» и «беспринципности» эклектики. К концу века стало ясно, что этот стиль окончательно исчерпал себя. Мечта зодчих о создании нового, оригинального и целостного стиля в скором времени осуществилась. Это был модерн.

 

           Эклектика – это направление в архитектуре 1830-90 годов, противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. Несмотря на то, что большинство сторонников викторианского стиля и историзма прибегали к заимствованиям из истории архитектуры, все они стремились создать нечто новое, подчеркнутое из колодца древности, но относящиеся к их времени. Суть эклектики, наоборот, заключается в подобострастном воспроизведении стиля прошлого, чтобы добиться убедительности в отдельных деталях.

    Эклектическая архитектура требовала специалистов по отделке интерьеров, которые, обладая знаниями и навыками, могли бы оформить помещения в стиле, соответствующем стилю здания. Появилась новая профессия – дизайнер интерьеров. Такой специалист должен был разбираться в стилях, разных видах искусства и во всем, что могло бы понадобиться для выполнения проекта.

    Мебель могла быть самой разнородной, причем смешение стилей было совершенно правомочным. Так, с письменным столом ампир совершенно спокойно могло соседствовать кресло барокко.

 

 

 

Стиль эклектика в современном интерьере.

 

       Эклектика как стиль в архитектуре появилась в 1830 году и была популярна до конца 19 века, проходя несколько этапов своего развития. В целом, эклектика отвечала требованиям эпохи – увеличению объемов строительства, повышению значения функциональности зданий. Кроме того, появление архитектурного стиля “эклектика” связано с некоторой усталостью от жестких рамок предшествующих классических стилей в архитектуре. Несмотря на частое восприятие эклектики как некого дурновкусия, она успешно вошла в обиход в эпоху романтизма, где доминировали идеи отказа от жестких правил и канонов и в противовес ставились свобода перемещения, выражение мыслей и форм. Как архитектурный стиль, эклектика была результатом переосмысления предшествующих стилей, сменявших один другого. Эклектика в интерьере – это сочетание двух или трех близких друг другу стилей. Эклектика всегда остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу. Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур. Для стиля эклектика в интерьере характерно использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора.

        Современная эклектика не теряет актуальности благодаря стремлению к определенному свободолюбию в интерьере. В оформлении интерьера в стиле эклектика часто используют винтажные вещи и мебель ручной работы, многочисленные подушки, подчеркивающие комфорт.

       Эклектика популярна не только в создании частных интерьеров квартир, апартаментов и домов, но и при создании интерьеров офисов, общественных интерьеров – ресторанов, бутиков, салонов, магазинов, отелей и других помещений для массового посещения.

Детские:
26 9 2_0 2_1
Кухни
18 2 32 34
Спальни:
12 16 10 3_0
Квартиры:
dsc_0017 dsc_0020 dsc_0022 dsc0258
Частные дома:
dsc_0011 333 666 777