Функционализм в интерьере

                                          Школа “Баухауз”

 

«БАУХАУЗ» – ПЕРВАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

            В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре был создан «Баухауз» (буквально «Строительный дом»), первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа, по мнению ее организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Во главе «Баухауза» стал его организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ванн дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Финингер, Пит Мондриан.

          Начало деятельности «Баухауза» происходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

         Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т.п.) Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstkeehre). Занятие ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя.

          В  отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства. Изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте – из полукружия, полусферы и цилиндров.

          «Баухауз» искал конструктивность вещи, подчеркивал ее, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, ее нелегко было найти (в посуде, например). Напряженные поиски новых конструктивных решений, подчас неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве: в «Баухаузе» родились многие схемы, сделавшие подлинную революцию.

           Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, так как правдивость использования того или другого материала была одной из основ эстетической программы «Баухауза».

           «Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натуральных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции. Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз»  стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.

            Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища из тихого патриархального Веймара в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры – разумной и функциональной.

            На факультете металла проектировались образцы для местной фабрики; созданные в институте образцы для местной фабрики; созданные в институте образцы обоев и обивочных тканей служили основой для фабричного производства массовой продукции.

           В последние годы существования «Баухауза», когда во главе его стал коммунист Ганнес Майер, особенно повысилась теоретическая подготовка студентов. Для изучения запросов массового потребителя, для того чтобы знать его нужды, постичь его вкусы, изучалась социология и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти непосредственно все его этапы. Такой метод обучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомиться с оптикой, цветоведением, физиологией. Время, когда художник мог рассчитывать только на интуицию и личный опыт, как считали руководители «Баухауза», ушло безвозратно; студент формировался как всесторонне развитая творческая личность.

               В 1930 году Майер отстраняется от руководства институтом и уезжает в Советскую Россию вместе с группой архитекторов. Во главе «Баухауза» становится замечательный архитектор Мис ванн дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после прихода нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ванн дер Роэ, Моголи Надь, навсегда уезжают из страны.

              Значение «Баухауза» трудно переоценить. Он не только был примером организации обучения дизайнеров, но и подлинной научной лабораторией архитектуры и художественного конструирования. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.

 

 

Функционализм

 

              Функционализм — направление, утверждающее примат утилитарно-практической функции произведения архитектуры над его формой. В конце XIX в. она получила законченное выражение у американского архитектора Л. X. Салливена, формула которого «форму определяет функция» к середине 20-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами — сторонниками рационализма.

            Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались во Франции Ле Корбюзье, а в Германии — архитекторами «Баухауза» (В. Гропиусом, Л. Мисом, ван дер Роэ, X. Мейером и др.). На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Аналитические методы функционализма, в частности принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций («жить, работать, отдыхать, передвигаться»), были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 20-х гг. в области жилого строительства.

В то же время для немецкого функционализма характерны демократические тенденции, сказавшиеся в попытках разрешить острый жилищный кризис. Архитекторы Э. Май, Б. Таут, M. Вагнер и др. разрабатывали проекты (осуществлённые только частично) посёлков с рациональной планировкой, функционально оправданных дешёвых жилищ, с малометражными («минимальными») квартирами.

               С конца 20-х гг.функционализм утвердился во всех странах Западной Европы, в США и Японии, однако в процессе своего распространения он терял черты творческого метода, превращаясь в некий «международный стиль», оперирующий внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремлённость этого направления, приверженцы и стали называть его «функционализм» (термин введён швейцарским теоретиком архитектуры 3. Гидионом для характеристики всего «нетрадиционального» зодчества 20—30-х гг.).

                Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм, возникших в конкретных условиях Франции и Германии, противоречило исходному принципу рационального подхода к архитектуре, поэтому уже в 30-х гг. архитекторы Скандинавии (А. Аалто в Финляндии, С. Маркелиус в Швеции и др.), опираясь на методы функционализма, разрабатывали приёмы, отвечающие национальной специфике. Это положило начало развитию региональных вариантов функционализма и распаду «международного стиля».

 

Функционализм в современном интерьере

 

          Функционализм возник в Германии в 20-х годах прошлого века на территории архитектурной школы “Баухауз”. Функционализм в архитектуре был отражением процессов индустриализации европейского общества и перекликался с принципами конвейера за счет архитектурных форм. Стиль функционализм стал основополагающим при создании жилых многоквартирных домов во время массовой застройки городов. Здания из бетона, железа, стекла и реже кирпича, выраставшие целыми кварталами в спальных районах – типичные постройки эпохи функционализма в архитектуре.

           Основной постулат – дома – машины для жизни. Окна должны служить источником света, комнаты располагаться так, чтобы удобно было переходить из кухни в спальню, а из спальни попадать в ванную. Все призвано выполнять исключительно назначенную помещению функцию.        Декоративность и излишества отсутствуют вовсе. Все формы – предельно геометрические с прямыми углами, без ломанных или изогнутых линий.      Квартиры, напоминающие ульи, дома с плоскими крышами и нередко окнами сплошной полосой, особенно в промышленных постройках.

          Все в функциональном интерьере ограничивается функцией того или иного предмета интерьера. Мебель имеет такие же геометрические формы, как и планировка квартиры. Отклонения от четких прямоугольных форм возможны только тогда, когда дизайнер стремился повторить в мебели форму человеческого тела – эргономичность еще одна отличительная особенность функционализма.

           Интерьер в стиле функционализма подходит современным практичным людям, проводящим время дома исключительно для удовлетворения основных потребностей – в крыше над головой и сне. Такие интерьеры легко создать в пространстве современных типовых городских построек, а также в ультрапопулярных лофтах.

           Функционализм главенствовал как стиль промышленных построек и нынешние здания фабрик, переоборудованные под жилые пространства как нельзя хорошо подчеркнут достоинства стиля – прямолинейность, чистоту форм и цветов, отсутствие излишков и индустриальный шарм переоборудованного под жилое пространства

 

 

                          Возникновение модернизма

Хотя в архитектуре первой половине XX столетия доминировал историзм, постепенно начинается процесс распространения идей модернизма.

         Частично иллюзорный, частично реальный, частично элитный модерн, что в переводе «современное направление», был сознательным стилем. Он был создан архитекторами, которые хотели порвать с прошлым и выражать дух эпохи машин. Архитекторы строили экспериментальные дома, предназначавшиеся для дальнейшего развития веры модернизма в постоянные перемены.

         Один из ключевых принципов модернизма заключался в том, что архитектор должен начинать с планировки внутреннего пространства, которое определяет внешний облик сооружения.

        Интерьеры отличались такой же простотой, функциональностью, отсутствием исторических деталей и орнаментов, как и экстерьеры. Архитекторы предлагали решения, с помощью которых можно было выводить новые постройки, отличающиеся большой прочностью. Бетон может принимать любую форму, в частности – форму арки, получить которую из других материалов, таких как дерево или сталь, довольно трудно. Стальные стержни, помещаемые в опалубку, в которую затем укладывается бетон, принимают на себя распор и обеспечивают высокое сопротивление материалов. В результате бетон стал использоваться в большинстве зданий, хотя нужны были сложные инженерные расчеты и опалубка.

          В начале 1930-х годов некоторые английские архитекторы считали делом чести строить дома с тонкими бетонными стенами, чтобы сделать барьер между внутренним пространством и внешним миром настолько тонким, насколько это возможно. Однако скоро выяснилось, что чисто бетонные стены – холодные и грубые, так как они почти не обеспечивали теплоизоляцию.

         К концу 1930-х годов дерево, кирпич и камень использовали для строительства даже архитекторами, прежде предпочитавшим бетон.

         Распространение модернизма в некоторых частях Европы было прервано по политическим причинам. В СССР правительство боялось свободно развивающихся течений в искусстве. В Германии и Австрии фашизм положил конец всем прогрессивным начинаниям. Рационализм в Италии был вытеснен фашизмом, который ориентировался на неоклассицизм гитлеровской Германии. В странах Европы, оставшимися свободными, модернизм также встречал серьезное сопротивление. Правительства и профессионалы были убеждены, что без подражания историческим образцам совершенства достичь невозможно. Среди пионеров модернизма и их последователей существовала вера в то, что архитектура должна удовлетворять потребности всех. Многие проекты жилых домов, мебели разрабатывались для нужд широких слоев населения. Уважение к человеку, его потребностям и желаниям расходилось с фашизмом, который превращал его в беспомощного слугу всесильной государственной машины.

           Не удивительно поэтому, что модернизм, быстро развивался в тех частях Европы, где между Первой и Второй мировыми войнами процветала демократия. Нидерланды, Скандинавские страны и Великобритания, таким образом, стали странами, где модернизм нашел наибольшее признание в конце 1920-х и в 1930-х годов, пока Вторая мировая война не прервала этот процесс.

            Если в Америке Вторая мировая война затормозила развитие дизайна, то в Европе она почти полностью его остановила. После войны искусство дизайна начало возрождаться. В Соединенных Штатах экономический рост способствовал новому строительному буму. Небоскребы со стеклянными стенами стали символом успеха и процветания для бизнесменов и городских властей.

            Дизайн жилых интерьеров во многом зависел от того, какая домашняя мебель продавалась в магазинах. К сожалению, она редко отличалась прекрасными техническими или эстетическими характеристиками.

          Технические новшества изменили характер интерьеров. Синтетические материалы, такие как пластик, стали заменой традиционных материалов. Текстиль и ковры из синтетических волокон (зачастую в сочетании с натуральными волокнами) получили широкое распространение. Винил чаще всего применялся для изготовления половой плитки. Меланин, прочный материал, широко использовался для мебели и рабочих поверхностей. Обладающий повешенной прочностью стеклопластик идеально подходил для кресел, плавные линии которых повторял форму тела. Пластмасса использовалась для панелей из древесной стружки, которые нашли применение в качестве облицовки стен и в мебельной промышленности. Из штукатурки заводским способом изготовляли панели, которые использовались в жилищном строительстве. Потолки, особенно в офисах и учебных зданиях, были подвесными, они крепились с помощью металлических полосок, которые удерживали панели из звукопоглощающих материалов. Осветительные приборы и вентиляционные решетки были обязательной частью интерьера.

            Необходимость в окнах отпала, когда им на смену пришли системы автоматического кондиционирования. Недорогие люминесцентные лампы стали обычным явлением в жилых помещениях.

           Строительство офисных помещений стало столь важным направлением, что появилась отдельная область, получившая название территориальное планирование. Главная цель – обеспечение эффективной работы офиса и комфортных условий для сотрудников. Американские производители мебели начали разрабатывать комплекты мебели, которые составляли единое целое с перегородками. Когда обнаружилось, что сидение на рабочем месте в течение целого рабочего дня может привести к различным заболеваниям, появились эргономические кресла, обеспечивающие максимальный комфорт пользователя.

            Дизайн ресторанов становится самостоятельной областью дизайна интерьеров.

           Модернизм на протяжении многих десятилетий являлся одним из важнейших стилистических направлений. Его возникновение в 1920-е годы, развитие в 1930-1940-е и повсеместное распространение означает, что он существовал более полувека, всегда используя новые формы и новые способы выражения.

 

           Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. Они определили границы нового направления, так что их  по нраву можно считать создателями модернизма.

           Все четверо были архитекторами, но активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов.

          В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969),  Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке Френк Ллойд Райт (1867-1959).

 

                                       Франк Ллойд Райт

             Френк Ллойд Райт был передовым архитектором современности. Он был приверженцем концепции, содержание которой можно выразить словами «форма должна соответствовать назначению», и декоративному стилю, который был оригинальным и «органическим».

Творчество Райта было посвящено поиску способов выражения красоты окружающего мира. Целью архитектуры, по его собственным словам, является повышение благосостояния, улучшения настроения гармонической среды, вписывающейся в картину окружающего мира. Проектируемые им «дома прерий» соответствовали красоте ландшафта.

«Мы на Среднем Западе живем в прериях. У прерий своя собственная красота, и наша задача – Распознать и подчеркнуть эту прозрачную красоту, ее неброское очарование. Отсюда – пологие крыши, приземистые пропорции, мягкие очертания, массивные дымоходы и нависающие карнизы, низкие террасы и уединенные сады, скрытые за оградами.»

 

 

 

                                     Мис ванн дер Роэ

           Роэ разработал  тип застекленных кубических зданий в 30-40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царит культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях. Знаменитое изречение архитектора: «Бог – в деталях».

          Пристальное внимание к материалу, его фактуре, цвету, текстуре и качеству обусловлено пониманием Роэ, что функциональность и удобство взаимосвязаны.

         Кредо архитектора, выражено в его знаменитом выражении «меньше значит больше».

         Внешняя простота форм, светлые и просторные комнаты, легкость композиции и единение с природой – основные идеи архитектора.

         У Миса ванн дер Роэ было всегда особенное отношение к материалу. Он писал, что архитектура начинается с двух кирпичей, аккуратно сложенных, прилаженных друг к другу.

 

 

                                           Ле Корбюзье

            Ле Корбюзье создал образ жизненной среды для цивилизации XX века, родившейся после окончания мировой войны. «Глубоко потрясенная общественная машина нуждается в переделке поистине исторической, иначе е ждет гибель… Решение проблемы жилья – основа для восстановления нарушенного равновесия: архитектура или революция», лишь такой выбор он видел для своей эпохи.

           Ле Корбюзье считают человеком, оказавшим наибольшее влияние на архитектуру XX века. Однако он не был архитектором по образованию и одновременно увлекался несколькими видами искусства. Его образование ограничивалось художественной школой, после окончания которой, молодой человек занимался архитектурной практикой и познакомился с творчеством многих европейских зодчих, живописцев, скульпторов и инженеров. Обычно в первой половине дня мастер занимался живописью и написанием книг, а после строительными проектами.

         Ле Корбюзье считал, что «найти человеческие масштабы, человеческие функции – значит определить человеческие потребности». Имелись в виду не только материальные нужды, мастер твердо верил, что архитектура остается искусством и у нее душа. Однако он не терпел декора. Украшения казались ненужными, поскольку «настало время поисков пропорций.» Его девиз – «Больше искусство создается простыми средствами», при чем с помощью машины.

             Дом стал для архитектора «машиной для жилья». Волей – неволей эти слова заставляют думать о возводящихся во всех странах однообразных жилых зданиях.  Ле Корбюзье имел в виду совсем другое. Он считал, что «дом – машина, быстрая, способная удовлетворить наши потребности в комфорте. Кроме того, это место, пригодное для размышлений, и наконец, красивое место». Удовлетворение жизненных функций, господство современной мысли, а не внешнего впечатления, рождаемого историческими формами, изящество простоты – такие требования мастер предъявил к жилью.

 

 

 

 

 

 

 

Детские:
10 21 26 9
Кухни
19 27 7_0 63
Спальни:
19 3 12_0 111111
Квартиры:
dsc_0020 dsc_0046-shop dsc_0053 dsc_0056
Частные дома:
dsc_0003 dsc_0023 dsc_0027 img_5578