Модерн

 

 

Стиль модерн.

                          Модерн  (от фр. moderne — современный).

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться ‘новый стиль’ – модерн, который к 90-м годам прошлого века  определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Цель  стиля модерн – создание нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли  архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Модерн господствовал в архитектуре 20-25 лет и получил продолжение в функционализме и экспрессионизме. Новый стиль заявил о себе вначале во Франции( название – ар-нуво) и в Германии (югендстиль), а затем почти одновременно – в Бельгии, Англии (модерн), Австрии (сецессион), Скандинавских странах и в России (модерн), Италии (либерти). Он охватил многие сферы художественной деятельности, но наиболее ярко проявил себя в архитектуре и прикладных искусствах.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова “современный”, так и от понятия модернизм

   Принцип стиля – динамическое равновесие с обтекаемыми гибкими формами.

. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

Объeктoм cтилизaции мoдepнa  cтaнoвятcя  пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa – oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека,

стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Используются новые материалы: железобетон, стекло, керамика, неоштукатуренный кирпич, мозаика, много металлических конструкций

После 1910 значение модерна стало угасать.

Орнамент.

      Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна . Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.

Взяв на вооружение лозунг “Назад к природе”, модерн создал сложную систему линейного орнамента, в основу которого были положены мотивы сильно стилизованных цветов и растений.

Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.

В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым.

У мастеров венского модерна — Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы “Четверо” во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата.

 

Интерьер.

    Дизайн интерьера стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства.                   Потолки декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси более светлыми.

Интерьеры русского стиля модерн поражают изяществом. Развитие интерьера по спирали – один из излюбленных приемов модерна – делает его похожим на драгоценную раковину.

Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к скульптуре выражения пластики стены в архитектурном объеме.

Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые.  И покрываются причудливыми, асимметричными формами, извивающимися линиями.

Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность.

Несомненное завоевание модерна – целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов.

В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы – ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями.

В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Использовались и иные, чем ранее, породы дерева, в частности очень распространенным был серый дымчатый клен. Иногда в интерьеры вводилась облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Обивочные ткани чаще всего выпускались блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка.

Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – все тщательно проектировалось в едином стиле.

Дизайн штор отличает асимметрия и гармоничный спланированный беспорядок: полотна ткани, обвивающие карниз, хаотично расположенные жабо. Часто можно встретить обычную штору прямого кроя, стянутую шнуром или лентой и прикрепленную сбоку держателем на уровне подоконника

Создавая в доме  интерьер модерна  следует помнить, что это очень изысканный и декоративный стиль

 

 

Архитектура.

    Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека — от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств.

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался.

Как правило, здания  построены словно “изнутри наружу”, то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания.  Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов, городских особняков,  дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов.

Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера.

Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. В среде частной жизни  состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей.

Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика

 

. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент.

. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве – стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент.

Фасады зданий модерна отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, и, обладали в большинстве случаев, динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объёмы (постройки И. Хофмана, Й. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Использовались решетки из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого.

В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность модерна заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм.

 

Материалы.

   Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.

.    С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затем и в промышленных и жилых зданиях стала формироваться новая номенклатура типов зданий, исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.

В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), так и металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно – архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве.

 

Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).

Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша, Хофмана, И. А. Фомина. Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было связано с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противопоставлялись капиталистической индустрии (прообраз их — мастерские Морриса, 1861, и “Выставочное общество искусств и ремёсел”, 1888, в Великобритании; “Объединённые художественно-ремесленные мастерские”,1897, и “Немецкие мастерские художественных ремёсел”, 1899, в Германии; мастерские в Абрамцеве, 1882, и Талашкине, ок. 1900, в России).

 

 

Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн.

Представители стиля.

Бельгия. Виктор Орта

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта

(1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, – универсальный магазин – наиболее интересен. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин “Инновассион”, построенный Орта в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу.

Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. В этом же стиле были построены еще два особняка – Эйтвельд и Сольвейг. Современников, которые совершали специальное паломничествов Брюссель для знакомства с творчеством Орта, поражали безордерность фасада особняка Тасселя, металлические переплеты больших окон эркера, как бы слившиеся с фасадом. Орта показал себя мастером интерьера. Он радикально меняет внутреннее пространство – открывает его, заменяя перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Комбинируя стекло и металл так, что образуются как бы прозрачные пленки, он достигает того, что свет проникает повсюду и лестничная клетка превращается в озаренный центр жилого помещения. Комнаты особняка залиты светом – Орта отвел половину площади первого этажа особняка со стороны двора под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещенной стеклянным световым фонарем. Виктор Орта не только стремился использовать металл и стекло, но и, выявляя их органические качества, придать им новую архитектурно-художественную выразительность. На фасаде, который иначе выглядел бы почти классическим, каменные углы железных оконных “фонарей” выполнены так, чтобы подчеркнуть наличие внутреннего металлического каркаса. Он искал и нашел новый стиль, который по существу стал выражением материального благополучия нарождающегося класса буржуазии, индивидуальности и утонченности.

В особняке Тассель Орта впервые применил линию, названную “удар бича”. Она явилась образным выражением напряжения металла, воплощением нервного, напряженного духа эпохи, его эмблемой. Изящество ее изгиба стало образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

Франция. Эктор Гимар.

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

.В 1899 году он получил заказ на строительство станций парижского метрополитена. В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным.

 

Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами..

Испания. Антонио Гауди.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди.. Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Среди течений модерна его творчество было настолько обособлено, что его выделили особым названием – “антониогаунд”. Его творчество, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре.

Своеобразие стиля знаменитого испанца в том, что появившийся железобетон он использовал для имитации в своих сооружениях сложных органических форм природы, подражая сложным конфигурациям и линиям, свойственным скалам, деревьям, раковин. Окна плавно очерченных линий несмело выглядывают из-под железобетонных “надбровий”, увитых сложными лепными украшениями.

Одно из самых известных построек Гауди – дом Мила, в народе прозванный “Ла Педрера”, что означало “каменный”. Этот, расположенный на угловом участке, шестиэтажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений – на причудливые вьющиеся растения.

Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.

 

Германия. Бруно Таут.

В Германии новый стиль распространился несколько позже, чем в других странах Европы. Он получил название “югендстиль” (“Югенд” – художественный журнал, вокруг которого группировались сторонники этого течения).

Программной постройкой немецкого модерна можно по праву считать фотоателье “Эльвира” (1897-1898) архитектора Августа Энделя.

Как и в других странах, с появлением железобетона получило развитие строительство крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств. Были созданы оригинальные пространственные решения фасадов и интерьеров с широким применением стекла и металла.

 

Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его “Железный дом” – выставочный павильон – был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка.

Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название “Стеклянный дом”, представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы

Австрия. Отто Вагнер.

Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Отто Вагнер, выразитель идей “сецессиона”, руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени. Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна, изящно очерченными линиями оконных и дверных проемов, большими плоскостями остекления, использованием металла.

 

Модерн стоял на заре новой эры ХХ века и потому просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

             Стиль модерн в современном интерьере

 

       Стиль модерн ( ар нуво) – популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце XIX – начале XX века. Модерн был своеобразным ответом на изжившую себя эклектику – смешение классических стилей, популярных в предыдущие столетия.

        Для архитектурного стиля модерн, равно как и для других его проявлений, был свойственен отказ от симметрии, прямых линий и четкой геометрии, доминировавшей в классицизме.

        Для дизайна в стиле модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. Простота приходит на смену пафосу и консервативности неоклассицизма и ампира. В декоре в стиле модерн наилучшим образом сочеталась функциональность и декоративность. Причем декор в модерне – не напыщенное излишество и не необходимое проявление статуса, а довольно ненавязчивое вкрапление – растительных орнаментов (самый знаменитый символ модернизма – ирис).

       С точки зрения интерьера, стиль модерн пропагандировал отказ от прямых углов, новизну, эксперементальность и оригинальность, уход от монументальности в сторону “природных”, естественных линий и элементов. Модерн достаточно сильно поощрял развитие прикладного искусства. Керамика особенно сильно попала под влияние модерна.

       Интерьеры в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных домов и  квартир – ему соответствуют большие пространства, популярность оригинальных и не консервативных дизайнерских решений, стремление к упрощению и рационализации без ущерба изяществу. Все это, как нельзя лучше, воплотил в себе дизайн в стиле модерн.

       Помимо частных интерьеров в стиле модерн очень лаконично смотрятся и общественные интерьеры: интерьеры ресторанов, ночных клубов, отелей и даже яхт.

Детские:
16 22 8 3_0
Кухни
11 26 _0000 img_8157
Спальни:
1 3 333 888
Квартиры:
dsc_0008 dsc_0043 dsc_0051 dsc0253
Частные дома:
dsc_0027 img_5579 555 777