Китайский и японский стиль

                                                                    Китай

    Хотя китайская цивилизация одна из древнейших в мире, первые упоминания о ней датируются V тысяч. до н.э., история китайской архитектуры значительно короче.

    Китай был феодальной страной с устойчивыми традициями и чрезвычайно скованным художественным восприятием. При неизменных правах и обычаях в течении 2000 лет, вплоть до политического освобождения, Китай не испытал никакого глубокого развития.

    В храмах, дворцах и домах балки пропущены сквозь деревянные колонны. Везде использовались пологие крыши (имели выступы и были изогнуты), покрытые черепицей, здания чаще всего были одноэтажными. В интерьерах китайских домов конструктивные элементы не скрываются, деревянные детали окрашиваются в яркие цвета. Внутренние стены превращаются в ширмы. Внешние стены возводились из камня, но при этом не являлись несущими. Дверь из вестибюля вела во внутренний дворик, окруженный портиками (портик – галерея с открытой колоннадой) или верандами, которые в свою очередь вели в жилые помещения. Симметрия тщательно соблюдалась, ориентация дома была обусловлена учением Фэн-шуй («ветер-вода»), разработанной в виде наставлений для строителей. Характерной чертой китайской архитектуры различных периодов является полихромия (окрашенные обычно в красный цвет деревянные части, белые каменные цоколи, золотистая, синяя или зеленая черепица).

    До II века н.э. мебель в китайских интерьерах отсутствовала, для сидения использовались циновки или мешки из ткани. Позднее появились стулья, кресла и сундуки, искусно изготовленные из дерева без использования клея и гвоздей.

    Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, мебели и для множества других целей.

    Обстановка жилища несколько однообразна, ее формы определены тысячелетними традициями. Формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Китаец, в противоположность другим азиатам, любит есть сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье, и спать не на полу, как японцы, а в кровати. Самая необходимая мебель китайцев отвечала этим требованиям, остальная играла второстепенную роль. Элегантные кресла изготавливались из твердой древесины (палисандр, тик, черное и розовое дерево, сандал). Со временем мебель начали покрывать красным или каким-либо другим цветным лаком. Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись изделия с красным и коричневым фоном. Славилась мебель, которая украшалась тонкой резной орнаментикой по толстому слою лака (резьба по лаку).

   Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялись слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

    Разновидности китайской живописи – живопись тушью на бумаге (китайское изобретение, приблизительно II в. н. э.) и лаковая миниатюра на ширмах и панелях. Китайские обои с пейзажами, фигурами людей и животных появились в XVIII веке, они использовались для украшения интерьеров, а также предназначались на экспорт. Шелковые ткани начали производиться в Китае уже во II веке до н.э.

    Китайский орнамент – один из древнейших. В Древнем Китае обожествляли животный, растительный мир и некоторые природные формы переносили в орнаментику, поэтому китайские декоративные мотивы, несмотря на стилизацию, достаточно натуралистичны. Общая композиция китайских орнаментов отличается плавностью непрерывного узора, тонкостью прорисовки, сложностью контуров, изяществом и разнообразием деталей. Важными элементами орнамента стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: стеблей бамбука, олицетворяющих стойкость и мудрость, дикорастущей сливы (мейхуа) – стойкость и верную дружбу, персика – символа долголетия бессмертия, плода граната – многочисленное потомство, цветов пиона – знатность, символ сексуального изобилия и богатство; цикад – предвещающие урожай; сосны – долголетие и стойкость, быка и барана – богатство и сытость, фантастические маски, объединяющие черты тигра, барана, дракона – призваны защищать от злых духов; цветок и бабочка – любовь; дракон с головой хамелеона – символ императорского могущества и совершенства. Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями.

    Китайские ковры в основном ткались из шелка. Поэтому не сохранилось ни одного ковра раньше XV века. Позже наряду с шелковыми стали использовать хлопковые нити. Медальоны есть как в центральном поле, так и на бордюрах, часто крупный медальон помещается в центре. Цветовая гамма Обычно бледнее, чем в восточных коврах. Желтый и бледно-зеленый – самые популярные цвета, также используются сочетание синего и белого.   

    Китайский текстиль уже очень давно чрезвычайно ценим в Европе. Но если на западе его любили собирать в складки, используя при пышном декорировании дворцов и вилл, то у себя на родине драгоценная ткань развешивалась на стенах, окнах и дверях ровно, без сборок, что в значительной мере противоречило европейскому пониманию роскоши как изобилия. Однако для к любованию прекрасным китайцев распрямленное полотнище имеет гораздо большую ценность, чем, скажем, ниспадающее волнами, поскольку плоская поверхность дает возможность хорошо рассмотреть изображение на шелке, как правило, удивительно красивое.

 

 

                 Характерные особенности китайского жилища:

  1. 1.    Отсутствие острых углов, выступающих поверхностей
  2. 2.    Любимый цвет у китайцев – красный. Это цвет энергии, символ огненного дракона.
  3. 3.    Иероглифическая культура письма Китая оказала значительное влияние на стиль интерьера. Своеобразная геометрия и расположение деталей интерьера тесно связаны с написанием иероглифов, а оформление мебели и декор имеют глубокий символический смысл.
  4. 4.    Много символической атрибутики.
  5. 5.    Очень популярен такой материал, как бамбук. В Китае – это символ благополучия и долголетия, а также процветания.
  6. 6.    Форма мебели прямоугольная или круглая.
  7. 7.    Резные диваны, стулья, кресла, табуретки на гнутых ножках лишены мягкой обивки, но безупречно выверены ортопедически. Поэтому подушки являлись скорее элементом декора, нежели необходимостью.

    Со временем спальные места трансформировались в потрясающие воображение кровати-беседки (канны). К настилу добавили бортики, затем высокие резные столбы, а верхние проемы задрапировали легкой тканью.

 

 

                                                         Цвет

    Самый любимый китайцами и самый часто используемый цвет – небесно-голубой.

    Расставляя акценты этим цветом, будь-то шелк или посуда, подчеркивается стиль интерьера. Не обойтись и без красного, ибо это цвет фэн-шуйского Янь, цвет солнца, силы, удачи, Помня об идее китайского мировосприятия – конфуцианстве, не обойтись без зеленого цвета, ведь это самый первый гармонизатор, располагающий к медитации. А желтый цвет – императорский.

    Если в доме разноуровневые полы, гостиная не должна быть выше столовой и кухни, иначе энергия уйдет вместе с гостями.

    Украшением гостиной послужат и аксессуары из перламутра, которые принесут в дом энергию роста, благополучия и процветания. Не зря в Китае традиционно любят мебель, отделанную перламутром.

    Кровать в спальне должна быть просторная на устойчивых ножках и не низкая, так как по полу движется отрицательная энергия, которая несет с собой проблемы и болезни.

     Для коррекции темных и острых углов используют растения. Они сохранят спокойствие в доме.

    Освещение тоже нужно уделить достаточно внимания. Застоявшую отрицательную энергию разгонит хрустальная люстра в центре гостиной. Помимо потолочного. Необходимо использовать и местное освещение (бра и настольные, напольные лампы) – они привлекут в дом удачу.

    Неверно думать, что наши предки, в отличие от китайцев, совершенно произвольно возводили и обустраивали жилье. В России тоже с древних времен применялись принципы, имеющие сходство с Фэн-шуй. Но эти знания сейчас почти забыты и не используются. Так, храмы на Руси строили в определенном месте и закладывали первый камень не в любой день. А лес для построек рубили с учетом лунного календаря, времени года и свойств древесины.

    Правильно расположить храм и жилые дома по сторонам света, используя рельеф местности, направление ветра и течения реки, для наших предков было очень важно. А место колодца и бани во дворе, дверей и окон в доме никогда не были произвольными. Резьба по дереву, широко распространенная на Руси, тоже имела своей целью привлечь в дом удачу и отпугнуть «нечистую силу». Для этой же цели – охраны дома от отрицательной энергии – использовались и наличники, являвшиеся своеобразной «защитой» окон. Все это созвучно Фэн-шуй и призвано создавать и сохранять гармонию жилища, а в конечном счете, и человеческого духа с природой и окружающим миром.

 

                                                Аксессуары

 

    «Золотые рыбки» красного цвета – ведут к богатству, черного – защищают от недуг.

 

    «Черепахи» – символ лидирует долголетие, мудрость, стабильность, прикрытый тыл.

 

    «Летучие мыши» – символ счастья. Изображение летучих мышей на вазах.

 

    «Бабочки» – вечная жизнь, радость.

 

    «Журавль» – символ долголетия, а также чистоты и справедливости.

 

    «Феникс» – символизирует мир, возрождение, самопожертвование.

 

    «Хищные животные» – символы защитников. Их изображение вешают на входную дверь снаружи. Хищник внутри опасно.

 

    «Пион» – символ – любви, чести, богатства.

 

    «Одуванчик» – защищает от несчастных случаев, даст здоровье и деньги.

    «Белые розы» – позволяют увидеть сущность любой ситуации.

 

    «Желтые розы» – поощряют учебу.

 

    «Красные розы» – красота, но их избыток тщеславие и ссоры.

 

    «Белые магнолии» – символ женственности, свежести.

 

    «Орхидеи» – символ хорошего вкуса.

 

    «Лотос» – создает мир, спокойствие, творчество, духовный рост.

 

    «Васильки» – поддерживают равновесие во взаимоотношениях.

 

    «Яблоки» – символ плодородия, плодовитости.

 

    «Груши» – долголетие и процветание.

 

    «Слива» – юность, живость.

 

    «Трубчатые и обычные колокольчики» – создают благоприятную атмосферу.

 

    «Фонтаны» – создают сильную энергию, способствующую богатству и успеху, поэтому располагают их на «аспекты» богатство.

 

    «Крупные предметы» – дают мощь (энергию)

 

    «Статуэтки Будды Майтпейя (большой живот)» – символ богатства, рекомендуют раз в день гладить по животу – это приносит удачу. Будда и прочие божества помещают высоко.

 

    «Тяжелая картина» – подавляет.

 

    «Фотографии красавиц» – расхолаживают

 

    «Фотографии умерших» – убрать (хотя бы под стекло).

 

    «Стихии вода» – соответствует Меркурий – Бог торговли, поэтому торговым центрам нужны фонтаны, ручейки, аквариумы.

 

     «Абстрактные скульптуры и картины со смещенными частями» - неприменимы в интерьере.

 

 

 

 

 

                                              Япония

         Формирование основных черт японского искусства, которые связаны со сложившимися древними национальными традициями и художественным влиянием соседних народов, с которыми устанавливаются оживленные связи. Огромную роль при этом играли особенности религиозных верований японцев. В основе древнейшей японской религии – СИНТО, лежало обожествление всего окружающего мира, населенного невидимыми духами.

       Синтоистская вера воспитывала чуткость и любовь к природе, умение наслаждаться ее красотой. В самой религии были заложены эстетические понятия, которые стали художественными нормативами и чертами мировосприятия японцев.

       Такими важнейшими эстетическими категориями были «САБИ» (скрытая красота) и «ВАБИ» (сельская простота) – понятия, отождествляющие красоту с естественностью, отсутствием нарочитости. Художественное совершенство мыслилось только как достижение гармонии с природой, причем считалось, что время способствует выявлению истинной эстетической сущности используемых художником и архитектором материалов (замшелость камня, потемневший цвет дерева и т.д.) Задачей художника, архитектора, садовника было не подчинение природы их творческой воле, а умение увидеть и выявить заложенную природой красоту. Архитектурно-художественный синтез рассматривался под углом зрения гармонии с природой.  

       В интерьерах  главный строительный материал – дерево применяется без покраски, скрывающей его естественную фактуру. Во всех элементах отделки и оборудования отсутствуют яркие цвета, резьба и другие виды декора.

       Главными средствами архитектурно-художественной выразительности здесь является взаимосвязь внутренних пространств, раскрывающиеся из них виды на созданный при доме сад, а также изысканный и одновременно очень скромный подбор материалов, фактур и цвета всех компонентов, формирующих предметно-пространственную среду интерьера.

    

       Использовали стационарные толстые соломенные циновки «ТАТАМИ», которые сплошь застилали пол комнат. Их постоянный размер 90Х195 см был обусловлен необходимой минимальной площадью, на которой достаточно комфортно один человек мог спать или работать, или два человека вести беседу. Размер татами стал модулем комнаты и всего дома (жилая площадь исчислялась количеством циновок, например, комната в 3 или 9 татами).

       Отдельные конструктивные части (стены, балки, стропила и др.) также оказались подчиненными этому модулю и, следовательно, стандартизированными. Татами принято менять один раз в 2 года. В спальне на него кладут ФУТОН – традиционный японский матрас из чистого хлопка.

       Организация интерьера основывалась на его трансформируемости при помощи внутренних раздвижных перегородок «ФУСУМА», обычно оклеенных плотной раскрашенной рисовой бумагой, и наружных раздвижных стен «СЕДЗИ», представлявших деревянный решетчатый каркас, заполненный мягко  рассеивающий свет белой рисовой бумагой.

       При всей простоте и даже аскетичности отделки (деревянные доски и брусья, белая штукатурка или покраска, белая или цветная бумага, заполняющая филенки перегородок, соломенные циновки пола), незаполненности «пустого» внутреннего пространства предметами интерьера воспринимаются сложным многозначным организмом, синтезированным с природным окружением.

       Главным композиционным местом жилого интерьера часто являлась ниша с приподнятым полом – «ТОКОНОМА», в которой обычно вешали свиток,  и становилась ваза с цветами, искусство аранжировки которых («ИКЕБАНА»), в то время достигает очень высокого уровня.

       Создавались особые чайные домики («ТЯСИЦУ»). Они представляли собой небольшой домик, расположенный в саду, через который проходит выложенная из камня дорожка.

       Структура дома должна была отражать мысль об эфемерности материального окружения и вечности идеи и духа, духовное начало выше материального. Кровля дома соломенная, стены глинобитные, потолок из бамбука или камыша. Дверной проем очень низкий, чтобы входящие нагибался. Окна небольшие раздвижные, дающие рассеянный неяркий свет. Главное композиционное место занимала ниша ТОКОНОМА, в которой вешали свиток или ставили ИКЕБАНУ. Сам чайный напиток был по сути лишь своеобразным предлогом для философского общения.     

       Обстановочный комплекс в интерьерах японских домов был очень немногочислен. Постоянного очага не было, помещение отапливалось небольшими переносными жаровнями «ХИБАТИ», дающими только местное тепло.

       При ограниченной площади жилищ, одна и та же комната могла служить в разное время столовой, спальней и рабочим кабинетом. Кроватей до ХIX века в Японии не было. Вместо подушки часто использовалась специальная подставка для головы. Мебель для сидения также почти полностью отсутствовала (сидели на коленях). Стульями и креслами пользовались высшее духовенство и богатые феодалы. У них же были распространены складные кресла со скамеечками для ног. Столы были невысокими (20-40 см). Кроме прямоугольных рабочих столов, которые могли иметь выдвижные ящики, большое распространение получили маленькие сервировочные столики. Декоративная резьба и сложная профилировка отсутствовали. Своеобразным элементом декора могла быть металлическая фурнитура. Средневековая японская мебель имела четкие геометрические контуры и была очень мягкая (чтобы не было вмятин в циновках). Среди наиболее распространенных предметов были деревянные переносные ширмы. Ширмы не только разделяют пространство, но и украшают его.

       Японские живописцы создали собственную уникальную художественную систему, взяв за основу декоративный китайский стиль. Обожествление природы и культ любования в искусстве Японии каждой травинкой дали десятки разновидностей изображений цветка. Излюбленные мотивы японских художников – животные, часто фантастические птицы, рыбы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся замкнутые в круге гербы, а также каллиграфически написанные стихи.

       Мотивы и элементы орнамента всегда символичны:

       журавль – символ процветания, удачи и долгой жизни;

       птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, свидетельствовали о любовных переживаниях;

       редька – символ силы и мощи;

       апельсин – продолжение рода;

       лотос – целомудрие;

      сакура – нежность;

      бамбук – стойкость и мужество;

      утка на скале под деревом – символ супружеского счастья и верности;

      цветущие хризантемы – долголетие;

      цветущие пионы – символ знатного известного и благородного человека.

 

       Отличительная особенность современного японского стиля – помещение пронизанное светом и духом минимализма, чистовой и свежестью. Лаконичные интерьеры в японском стиле, для которых характерно свободное перетекание внутреннего пространства, пользовались и пользуются популярностью во всем мире. Это то стилевое направление, в котором ничто не перегружает внимание, пространство в нем хорошо структурировано. Японский стиль оформления современной квартиры характеризуется своей элегантностью. Считается, что японский интерьер обладает терапевтическим эффектом: закрываешь за собой дверь, и все неприятное остается снаружи.

       Продуманность японской мебели иногда просто потрясает. Ширмы не только зонируют пространство, но и украшают его, низкие лаковые столики используют как для письма, так и для приема пищи, а вращающийся внешний круг служит для удобной раздачи угощения. Японский лак практически вечен – со временем он не тускнеет и не требует специального ухода.

    Минимум мебели и других предметов быта, минимум декора – всего, что занимает место и распыляет внимание. У японцев особое отношение к цвету. Тонкость восприятия – главное отличие, а многообразие названий для его оттенков столь велико, что сказалось на тонкой колористике предметов японского искусства.

       Для японцев черный – цвет радости, а белый, напротив, является цветом одежды усопшего, цветом божественного Света, чистоты. Красный символизирует любовь, огонь и жизнь. Но доминирующими являются природные цвета – песочный, цвет рисовой бумаги, морского прибоя, осенней листвы и цветущей сакуры. Стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: различные оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Ткани используют также светлых цветов, преимущественно натурального, зачастую хлопок и шелк. Окна декорируются с помощью японских штор, которые являются не только функциональными, но изящными.

       Непременным обитателем дома в Японии является карликовое дерево «БОНСАЙ» такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам мысли о бессмертии.

       Иероглифы – основной атрибут оформления жилья. Они замечательны на вазах, панно, постельном белье, портьерах.

       Ткани кремовые и белые, преимущественно натуральные (хлопок и шелк).

      Формируя жизненное пространство, японцы своеобразно видят прекрасное. Их привлекает естественная красота, рожденная временем. К примеру, потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду, обтрепанность – следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Все это саби – «ржавчина».

 

        САБИ –   это архаическая естественность, прелесть старины, поэтому печать времени подлинных предметов сможет стать украшением интерьера. И чем естественнее приметы времени, тем драгоценнее вещь. Потертость чашечки для супа – это проявление саби. Широко применяется кракелюрная техника. Кракелюр позволяет сделать вещь такой, как будто она подернута патиной времени – трещинками.

 

       ВАБИ –  это отсутствие вычурного, броского, нарочитого. Это красота простоты. Ваби – прелесть обыденного, мудрая воздержанность, умение довольствоваться малым, красота равновесия. Но красота не существует сама по себе, она всегда идеальное соответствие назначению. Вещь не может быть прекрасной и непригодной, непрактичной. Практичность, функциональность, утилитарная красота предметов – вот что связано с понятием ваби.

  

      СИБУЙ –  это красота, заключенная в материале, из которого сделан предмет. При минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом. Чашка хороша, если из нее удобно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара. Японская керамическая посуда часто имеет неправильную форму, грубо вылеплена и неказисто глазирована. За счет таких художественных решений вещь можно созерцать бесконечно, каждый раз находя что-либо новое.

        Все в японском интерьере направлено на то, чтобы помогать человеку наслаждаться красотой окружающего мира, прислушиваясь к себе.

 

                                              

                                            ЯПОНОМАНИЯ

       Дизайнеры опять увлеклись культурой Страны восходящего солнца, и актуальной новинке не обойтись без японских мотивов.

       Японский дизайн наступает. Одежда азиатских модельеров считается самой экстремальной и непредсказуемой, высокие технологии и автомобилестроение – самыми продвинутыми, а предметы интерьера – самыми лаконичными. Европейские дизайнеры также не выдержали и начали регулярно выпускать  диваны с рисунком в виде веточек сакуры, тарелки с изображением гейши и лампы с основанием в виде фигурки самурая.

       Насколько сложен японский язык, настолько прост японский дизайн. Главный его принцип – ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. Предметы в японском стиле ориентированы также на ЭРГОНОМИЧНОСТЬ. Их отличает характерный декор – узнаваемые мотивы, популяризованные литературой и кинематографом.

       Популярны сами принципы интерьера по-японски – мобильного, незагруженного, построенного на четкой геометрии линий и неагрессивных цветовых сочетаниях.

 

 

Современный китайский и японский стиль в интерьер.

 

     Интерьер в восточном – китайском и японском стиле не выходит из моды вот уже несколько лет – экзотичность и одновременно утонченность востока покоряет западного человека. Китайский или японский стили в дизайне интерьера могут быть воссозданы совершенно различными методами – от наполнения пространства элементами китайской или японской культуры (керамика, текстиль, мебель, картины и т.д.), до воссоздания традиционных интерьеров. Зачастую обобщенные понятия “азиатский стиль”, китайский и японский дизайн интерьера имеют несколько существенных различий. Китайский стиль очень часто характеризует та или иная эпоха, в которой были приняты те или иные каноны. Однако вне зависимости от исторического контекста, на любой китайский интерьер наносит отпечаток учение Фэн-шуй, посвященное созданию гармоничного пространства, в котором каждый элемент находится во взаимодействии и связи с другим. Для создания дизайна в  Китайский стиль в интерьере – это отсутствие резких, жестких линий и углов. Форма мебели остается неизменной на протяжении веков и важна в интерьере не меньше, чем гармоничное размещение всех элементов. Ключевые материалы – бамбук, шелк, а кроме того керамика. Большое внимание в китайском интерьере уделяется колористике – сочетанию цветов и смысловой нагрузке каждого отдельного цвета. В японском  интерьере уделяют большое значение пространству, поэтому не удивительно, что японцы предпочитают почти полное отсутствие мебели, а стены – перегородки из бумаги на деревянном каркасе. Оттенки интерьера в японском стиле исключительно натуральные, в отличие от китайского, где красный или голубой могут быть основными задействованными в дизайне цветами. В японском стиле в дизайне интерьера мебель, если она и присутствует, имеет минимально возможную высоту – кровати, столы и кушетки должны быть как можно ближе к полу. Все помещения должны быть хорошо освещены. Совместно с теплыми, светлыми пастельными оттенками, которые используются при оформлении интерьера в японском стиле, это дает эффект исключительного уюта и в то же время простоты – за счет отсутствия лишних деталей и нагромождения декора. Комнаты в японском стиле также крайне функционально устроены – за счет перегородок пространство удобно увеличивается или, напротив, уменьшается по желанию владельца и под властью обстоятельств – жажды уединения или приема гостей.

 

 

Детские:
1 15 2 22
Кухни
20 29 _0001 111111
Спальни:
16 4 777 888
Квартиры:
dsc_0036 dsc_0056 dsc_0072 dsc0247
Частные дома:
dsc_0003 dsc_0010 dsc_0027 img_5578