АР ДЕКО

Ар Деко         

В начале XX века возникла необходимость в стиле, который напоминал бы о довоенной роскоши.

Как стиль ар деко зародился в 1908 – 1912 годы, достиг рассвета между 1925 и 1935 годами.

Впервые термин «ар деко» прозвучал в 1925 году: вначале это был не термин, а просто «краткая версия» длинного и звучного названия Exposition Internationale des Arts Decoraties et Industriels Modernes, или «Международная выставка современных и индустриальных искусств».

Как термин, обозначающий художественный стиль, возник в 1966 году, после возрождения выставки в Париже.

До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн».

Термин «джаз модерн» использовался, чтобы подчеркнуть сходство с энергичными ритмами джаза 1920-х годов. Американских берегов течение ар деко достигло к 1928 году.

В Толивуде ар деко приобрел известность под именем «стиль звезд», «стиль миллионеров».

Мастера ар деко не входили в некое единое сообщество, движение считалось эклектичным.

Ар деко был последним новым стилем, сознательно ориентированным в прошлое.

Некотрые считают ар деко ранней формой или вариантом модернизма, но в отличие от модернизма представителем ар деко не ставили во главу угла функциональность, а были ориентированы на моду и роскошь.

Выросший из модерна, с его культом цветов он смешался с конструктивизмом, его тягой к геометрии, рациональности, и технократичности, попутно перенимая мотивы египетской архаики и африканского примитивизма.

Характерная черта стиля – сочетание монументальных форм с изощренным украшательством.

В основе интерьеров – ар деко – простые формы, на которые накладывается преизбыточный декор. Присуща симметрия.

Излюбленными формами были всевозможные геометрические формы – окружности, полуокружности, кубы, треугольники, 6 и 8 – угольники, ромбы, овалы, ступенчатые формы и зигзагообразные линии, символизирующие электричество и радио.

Тематика декора – кроме геометрических форм, стилизованный растительный орнамент, и арабески модерна и обтекаемые формы современной индустрии.

Причем, узорами покрывались ткани, обои, мебель, камины, посуда.

Заимствовались из японских традиций легкие многостворчатые ширмы с симметричным рисунком.

Мебель низкая, протяженная по горизонтали. Кожанные кресла, шкафы, полки.

Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или, созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.

Популярны были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной мебели «чем компактнее, тем лучше». Использование таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, амарантовое дерево, палисандр, черное дерево, пальмовое дерево, шпоны фиолетового дерева. Инкрустация слоновой костью, перламутром, черепаховым панцирем. Полки делались навесными, что позволяло, демонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево. Форма американских небоскребов применилась в дизайне «высотной» мебели ступенчатых форм.

Использовался широкий круг мотивов: стилизованные растительные, животные мотивы и формы, тропическая растительность. Клавиши рояля, веер, кристаллы, стилизованные птицы, облака, лучи, фонтаны.

Материалы: Мастера ар деко любили использовать такие материалы как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры.

Предметы быта из керамики контрастируют с современными изделиями из хромированного металла. Применялось кованное железо с бронзой хромированными были, поверхности светильников и фурнитура. Лак известный в Китае, Японии, Индии стал популярным материалом ар деко.

Новая архитектура требовала металла не только для изготовления конструкций, но и для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели. Стекло использовалось в качестве архитектурного материала, в мебели и осветительных приборах.

Лепнина в ар деко отличается строгостью форм и популярностью линейного геометрического декора. Самое характерное лепное украшение – высокий ступенчатый молдинг.

Париж оставался центром стиля ар деко. Французские дизайнеры разрабатывали проекты мебели, ламп, текстиля в одном стиле: четкие углы, кубические формы, алюминий, черный лак и стекло, зигзагообразные линии.

Знакомство широкой публики с ар деко состоялось, когда в 1920 – 1930 –х годах в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» (1935 г.) стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников.

Многие американские дизайнеры, работающие в стиле ар деко были иммигрантами из Европы.

Цвет. Присуща теплая гамма цветов: все оттенки золотого, цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, охра, розовый.

Освещение: Применяется мягкое, рассеянное освещение (матовое стекло, торшеры, абажуры). Осветительные приборы в стиле ар деко, появившиеся в 1930 г.г., претендовали на «безопасность зрения». Появились люминисцентные лампы, которые стали обычным явлением в торговых и административных зданиях. Неоновый свет, поначалу использовавшийся только для вывесок, постепенно начал использоваться в жилых интерьерах в качестве подсветки.

    Текстиль. Производителем текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров; другие имели своих штатных дизайнеров для разработки образцов в этом стиле. Большой известностью пользовалась художница Соня Дэлоне (1885-1979), которая начала заниматься дизайном текстиля, производившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.

Для тканей, применяемых в декоре, характерен рисунок в виде редких геометрических форм и яркие орнаменты.

Становятся популярными такие ткани, как бархат, велюр, гобелен, репс.

Окна декорируют шторами без драпировок и ламбрекенов. В большинстве своем это шторы прямые, обшитые каймой. Могут быть деревянные ламбрекены, крашенные или с обивкой. Альтернатива шторам – деревянные или металлические жалюзи.

Орнамент нового стиля – геометрические фигуры – треугольники, квадраты, круги, спирали. Отдавая дань стремлению общества к технократичности , орнамент олицетворял единение человека и машины. Совершенно новым орнаментальным мотивом явилось изображение машин, пароходов, самолетов. По сути, ар деко символизировал философию Нового времени. Но в построении орнаментов ар деко не ограничивался геометрическим мотивом. В отличие от американских, европейские художники продолжали развивать идеи растительных мотивов.

 

АР ДЕКО стиль миллионеров.

       Название родилось, как водится, когда явление уже не просто существовало, но определяло тенденции. В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств(Exposition Internationale des Arts Decoratifs Et Industrie is Modemes). После нее термин “ар деко” стал общеупотребительным. На американцев выставка произвела сильнейшее впечатление, и владельцы крупных универсальных магазинов “Мейсиз” и “Лорд и Тейлор” решили стимулировать спрос на современную мебель с помощью публичных экспозиций. Их шоу имели в США большой успех и спровоцировали в стране, и в первую очередь в Голливуде, моду на интерпретацию модерна в духе ар деко. Так родился знаменитый “стиль звезд” 1930 – 1940-х годов.

       Хотя новый стиль был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия дизайнеров “Баухауза”.

       Ар деко предлагал публике новое представление о современной роскоши. В ход пошли экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, шагреневая кожа, кожа акулы, ската, крокодила, угря, даже шкурки ящериц.

       Чрезвычайно широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом. Сварное железо и никель пригодились для решеток, дверей, лифтов, перил, каменных принадлежностей, уличных фонарей и мебели.

       Самая популярная мебель выглядит как обтекаемый автомобиль. Именно такую выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.

       В отличие от растительных тем модерна, ар деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Один из самых распространенных орнаментов 1930-х годов – египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Очень характерно изображение обнаженных женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных “изломанных” позах.

       К началу Второй мировой войны ар деко в чистом виде сохранился только в Америке. Неслучайно львиная доля интерьеров в США оформляется именно в этом стиле. Но последний десяток лет ар деко на гребне волны вообще по всему миру. Этот стиль – сама мода, вожделенная мечта светского общества.

 

       Стилю ар деко не страшны годы. Сейчас он не менее актуален, чем в 1920-е.

       Современный ар деко – строгий, солидный, дорогой стиль. И это снова тренд, все более и более востребованный. Среди производителей классической мебели даже те, кто традиционно тяготел к барокко и ампиру, выпустили коллекции ар деко. Например, наряду с комодами, украшенными пышной резьбой, и диванами, обитыми тканями в духе Уильяма Морриса, фабрика FRATELLI RADICE на выставке в Милане представила суперновинки – стильный спальный гарнитур, сдержанных, геометрических форм.

       У фабрики FRANCESCO MOLON помимо привычных столовых и мебели для кабинетов, покрытой резьбой и позолотой, появилась новая черно-бело-красная коллекция, целиком решенная в ар деко. В отделке использованы разные виды лаков и редкие породы дерева, а так же кожаные бордюры и инкрустации, имитирующие шкуры. У фабрики TURRI линия стиля ар деко существует уже не один год, а некоторые бренды вообще только на ар деко и специализируются. Словом, победно-роскошный ар деко снова в чести и у мебельщиков, и у заказчиков, и у архитекторов и дизайнеров.

       В чем секрет? В ощущении элегантной драгоценности, которое оставляют интерьеры ар деко. Причем драгоценный в данном случае, совсем не преувеличение: одна из характерных черт стиля – акцент на редких, дорогих материалах. Это утверждение касается не только отделочных решений, но и предметов, составляющих обстановку интерьера в стиле ар деко. Если используется кожа, то непременно какого-то необычного животного (типа морской собаки); если дерево – обязательно из дальних стран, с непроизносимым названием, непередаваемо красивым рисунком волокон и сложными оттенками цвета.

       “Стиль звезд” научил человечество ценить эклектику. Ар деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрии, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность до сих пор.

 

 

Детские:
18 3 6 7
Кухни
12 16 31 9
Спальни:
17 19 10 444
Квартиры:
dsc_0020 dsc_0047 dsc0251 dsc0258
Частные дома:
dsc_0011 dsc_0024 222 444