Свет в интерьере

Свет в интерьере.

             Доподлинно не известно, кто изобрел освещение. Некоторые на полном серьезе утверждают, что лампами накаливания пользовались еще древние египтяне. Дескать, тому есть веское доказательство – чертеж, обнаруженный в 1969 г. на барельефе древнеегипетского храма богини Хатор, расположенного близ города Дендера. И изображенные на нем колбообразные сосуды со змеями внутри на самом деле не что иное, как лампы с элементом накаливания такой вот затейливой формы. Они упираются на специальные подставки, которые легко можно трактовать как фарфоровые изоляторы. А божество с двумя

 

кинжалами – будто бы символизирует банальный рубильник. Очень  

может быть.

            Плутарх упоминал лампу, которая горела при входе в храм Юпитера – Аммона на протяжении веков. О чрезвычайно ярком источнике света, который находился в городе Гераполисе (Сирия), в голове статуи Геры, писал греческий сатирик Лукиан (120 –ок. 190 гг. н.э.).

          Дополнительно известно, что электрическую лампочку придумал не Ильич, а русский ученый Александр Лодыгин. Он подал заявку на свое изобретение в 1872 г., а в 1874 г. получил патент. Лампы Лодыгина сначала работали 30 – 40 минут, а последующие модификации служили до 700 – 1000 часов. В дальнейшем лампы Лодыгина уже благополучно освещали улицы Санкт – Петербурга. Некий лейтенант русского флота А. М. Хотинский, находясь в командировке в Америке, продемонстрировал образцы этих ламп Эдисону. Тот внес некоторые конструктивные изменения (патрон, цоколь с нарезкой и др.), провел испытания и запатентовал их. При всем своем болезненном самолюбии, в отношении российского коллеги Эдисон поступил по совести, указав в заявке, что претендует лишь на “совершенствование в проведении электрического света”.

                  В качестве нитей накаливания изначально использовались обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могли светиться в течение сорока часов. Но неутомимый Эдисон перебрал самые  разнообразные углеродосодержащие вещества – продукты питания, смолы, и вышло порядка шести тысяч разновидностей растительного волокна. Победил, в итоге, бамбук (из которого был сделан футляр японского пальмового веера). Но безусловная пальма первенства у вольфрама, предложенного Лодыгиным.

                   Электродуговую угольную лампу изобрел в 1875 г. Петр Николаевич Яблочков. Ее образно называли электрической свечой. Устройство не имело стеклянной колбы, а стоящие вертикально стержни, оканчивающиеся светящимся элементом, действительно напоминали свечу. Угли располагались параллельно друг другу и разделялись слоем каолина (изолирующего вещества).

                 Еще одну довольно популярную в свое время электрическую лампу изобрел в 1897 г. немецкий исследователь Вальтер Нернст. Он использовал в качестве элемента накаливания спрессованную смесь оксидов циркония и кальция, которую назвал “массой Нернста”. Электрический ток, проходя через стерженек из этого вещества, нагревал его до белого каления.

                Обыватель отнесся к электрификации осторожно. Кто-то опасался за свою жизнь, кто-то озадачивался поиском ершика для чистки лампового стекла.

              Схема развески светильников в интерьере выглядела так. Парадная люстра в гостиной висела в центре потолка. Для “бесед по интересам” применялись бра, освещавшие всевозможные диваны и диванчики, кресла и стулья. В кабинетах и будуарах настольные светильники настраивали на деловой или расслабленный лад. Существовали еще курительные, бильярдные и т.д. Каждая из этих комнат имела определенное назначение, сообразно которому подбирались и светильники. Низко подвешенный над ломберным столом чашеобразный абажур тускло светился изнутри, озаряя лишь столешницу, карты и руки игроков.

            Светильник в бильярдной располагался (и сейчас располагается) над игровым полем стола на высоте 80 – 90 см. Он представлял собой прикрепленные к горизонтальной штанге зеленые тканевые или стеклянные абажуры (от двух до шести, в зависимости от размеров стола). Небольшие бра освещали кресла для игроков, киевницы и прочие предметы обстановки.

          Библиотека должна была настраивать посетившего ее на серьезный и задумчивый лад, не исключающий некоторой вальяжности. Тому были призваны служить строгие, но удобные диваны и кресла. Освещать их надлежало рассеяно, а направленным светом выделять рабочие уголки. Сами же книжные шкафы находились в полусумраке, потому что книга не любит обильного света.

         С тех пор многое изменилось. И лампы уже не те, и разновидностей светильников значительно больше, чем в былые времена. Теперь требования к освещению интерьера другие. Освещение должно быть гибким, подвижным и разнообразным. Идеально если в интерьере сочетаются комфортный рассеянный и яркий направленный свет, прямой и отраженный, монохромный и полихромный.

                     Как можно при помощи света визуально корректировать пространство:

  1. 1.    Для небольших комнат уместна отделка стен материалами с хорошими отражающими свойствами. Добавить к этому максимальное освещение – и пространство визуально расширяется.
  2. 2.    Любимое  многими расположение светильников вдоль средней линии потолка, наоборот, сузит помещение.
  3. 3.    Если расположить на стенах светильники со светом направленным вверх, то потолок будет казаться значительно выше.
  4. 4.    А вот понизить чрезмерно высокое помещение можно с помощью источников, которые осветят стены, оставив потолок в тени.
  5. 5.    Для зрительных трансформаций можно использовать диммер, позволяющий менять яркость источника света и, значит, световой поток, отраженный от пола, стен и потолка.
  6. 6.    Узкий коридор можно зрительно расширить, если расположить светильники вдоль одной из его стен.
  7. 7.    Того же эффекта можно добиться путем освещения в конце коридора.
  8. 8.    Длинный коридор можно “обрезать” ярким поперечным светом.
  9. 9.    Углубить перспективу коридора поможет ровный ряд однотипных светильников на потолке.

 

Интерьерное освещение может быть функциональным и декоративным. Функциональное, в свою очередь, делится на основное (общее) и дополнительное (местное). Основное включает в себя фоновое и целевое.

Функциональное освещение обеспечивает световой поток, соответствующий общему назначению помещения. Для этого применяются люстры и встроенные потолочные светильники. Всевозможные напольные и экспозиционные светильники, лампы направленного света относятся к разряду дополнительного света. Фоновое освещение позволяет ровно озарить пространство, обеспечить перемещение по нему, уборку и т.д. Здесь уместны потолочные (подвесные или точечные) светильники, настенные и напольные лампы, свет которых отражается от стен и потолка. Целевое освещение – это яркий прямой безбликовый свет, удобный для определенных видов работ (шитья, готовки, чтения и письма, нанесение макияжа и т.д.) Тому служат всевозможные лампы направленного действия, софиты, затемненные флуоресцентные трубы, Закрытые светильники с прорезанными отверстиями для направления светового потока. Декоративное освещение придаст интерьеру законченность и индивидуальность, подчеркнет прямыми лучами самые выигрышные детали обстановки: ниши, напольные вазы, скульптуру и др. Также очень интересна напольная подсветка стен, делающая интерьер загадочным и неповторимым. К декоративному освещению, безусловно, относятся и всевозможные световые картины, настоящие и ложные аквариумы, подсвеченные растения, фонтаны и прочие предметы интерьера.

 

                  Количество излучаемого света измеряется в ЛЮМЕНАХ (ЛМ). Норма освещенности измеряется в ЛЮКСАХ (ЛК) и определяется путем деления светового потока на площадь помещения (лм/м2).

               По цвету, свет делится на “теплый” и “холодный”. Эти свойства определяются цветовой температурой источника света, цветофильтром осветительного прибора, а также цветом и фактурой отражающих поверхностей.

             В  дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве:

  1. 1.    Точечный свет. Световой поток исходит из одной точки – на потолке, стене или полу. Точечный свет бывает направленный и ненаправленный, в зависимости от назначения светильника.
  2. 2.    Рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью.
  3. 3.    Отраженный свет. Он самый природный, самый безвредный. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала отбрасывается от них на потолок и лишь затем рассеивается.

 

 

 

                             Свет в интерьере.

           Раньше, когда хотели выразить особое расположение к какому-нибудь человеку, говорили: “Ты — свет очей моих!”. Не зря как естественному, так и искусствен­ному свету придаётся большое значение. Говорят ещё: “Такое освещение вредно для глаз!”, когда света слишком мало или он слишком резкий. Какая же связь существует между основным органом чувств человека — глазом — и светом?

Освещение зависит от силы и направленности света, характера поверхности предметов, которые отражают свет и особенностей зрительного восприятия.

В школьном курсе физики нам говорили, что свет – это не что иное, как видимая часть электромагнитного излучения. Для освещения большинства помещений применяется белый свет, потому что естественный свет тоже белый. Белый свет можно разложить с помощью стеклянной призмы, и получится радуга — цвето­вой спектр (мы говорили об этом в 13-м уроке).

Во внутренних помещениях жилых, общественных и производственных зданий используется два вида освещения: естественное (дневное) и искусственное (от различных источников).

 

Освещение Преимущества Недостатки
Естественное - правильное восприятие цвета; – большая сила света; – хорошее качество освещения. - непостоянен (зависит от места и времени); – неравномерное распределение света; – летом сильно нагревает помещение.
Искусственное - свобода в выборе места и характера освещения; – постоянная сила и качество освещения, возможность изменять направленность светового потока - цветовое восприятие при искусственном освещении хуже, чем при естественном; – привязан к электрической сети или другим источникам энергии.

 

 

Известная с 1910 года лампа накаливания

 

          С помощью продуманной организации искусственного освещения и подбора соответствующих по стилю светильников дизайнер достигает желаемой степени комфортности интерьера.

С целью создания необходимого уровня освещения свет можно:

 концентрировать в определенном месте либо распределять по пространству интерьера;

 направлять для освещения требуемой зоны пространства или конкретного предмета;

 ослаблять или усиливать с помощью регуляторов (в том числе сенсорных и дистанцион ных);

 делать его цветным, применяя соответствующие лампы, фильтры, плафоны и т.п.

           Любая поверхность видима, поскольку отражает свет; это явление называют отражением света (рефлексией); либо же пропускает свет — это явление пропускания света (трансмиссии).

Умение использовать эти физические свойства дают дизайнеру возможность комбинировать в интерьере прозрачные и непрозрачные материалы, создавая интересные световые эффекты.

            Дизайнер, составляя план освещения — с указанием мест размещения ламп — учитывает явление отражения света окружающими предметами.

  Несколько случаев отражения света непрозрачными предметами.

 Светлая стена отражает 60-80% процентов света, а тёмная только 10-15%. Поверхность интерьера, отделанная темно-корич­невыми деревянными панелями отражает 10%, а светлыми — 60- 70% света. Лучше всего отражают свет белый и светло-жёлтый цвета (80-90%), хуже всего — чёрный, тёмно-серый и тёмно-фиолетовый (5-10%). В ходе проек­тирования необходимо учитывать это обстоятельство при подборе цвето­вой гаммы интеръера и материала.


 

 

 

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Световые лучи отражаются

параллельно


РАССЕЯННАЯ РЕФЛЕКСИЯ

(ДИФФУЗИЯ)

От шероховатой поверхности

световые лучи отражаются

под разными углами


ОБЪЁМНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

(РЕМИССИЯ)

Световые лучи проникают

в материал и оттуда

отражаются


 


 


 

 

 

 

ПРОПУСКАНИЕ СВЕТА (ТРАНСМИССИЯ)

Световые лучи проходят сквозь материал


ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА

(АБСОРБЦИЯ)

Все световые лучи

поглощаются материалом ■

 

Отражение и пропускание света

            Прозрачные материалы, как, например, обычное стекло, в зависимости от своей толщины и характера исполнения поверхности пропускают большую часть света с сохранением его направления (как прозрачное стекло) или рассеивают его (как матовое, либо узорчатое стекло).

Характеристики некоторых часто применяемых прозрачных материалов:

 чистое стекло (толщиной 2-6 мм) пропускает 90% света, а 10% отражает; стекло на проволочной арматуре соответственно 70 и 30%; матовое стек­ло – 50 и 50%.

          Кроме отражения и пропускания света, нужно учитывать и поглощение света (абсорбцию) материалами и поверхностями. Степень поглощения света у разных материалов разная. Более всего поглощают свет сажа или чёрный матовый бархат.

На интенсивность и плотность света влияет рефлексия освещенных поверхностей или изменение способа освещения.

          При расчётах освещения используются две единицы измерения света, первая из них — это люмен (лм) — единица светового потока в Международной системе единиц (СИ).

Люмен характеризует энергию источника света за единицу времени.

Вторая единица измерения освещения — это люкс (лк). Люкс — это количество света, попадающее на единицу освещенной поверхности. Сила освещения изме­ряется с помощью оптических приборов.

          Измерениями установлено, что сила освещения обратно пропорциональна квадрату расстояния. То есть, если свет от лампы на расстоянии 2 м от стены даёт на поверхности стены 100 лк, то свет той же лампы на расстоянии 4 м будет уже 10 лк. Эти сведения важны для организации рассеянного освещения!

 

Способы освещения

 

           В предыдущей части урока мы познакомились с понятиями света, его отражения и поглощения, но ещё не говорили о способах освещения.

          Под способом освещения понимают создание общего, местного освещения или их гармонического сочетания.

             Общее освещение необходимо для ориентации внутри помещения. Здесь не нужна большая сила света, а нужен равномерный рассеянный свет.

            Местное, или целевое, освещение концентрированно освещает место выполнения какой-либо деятельности; здесь нужна большая сила света.

            Третьим видом освещения является так называемое акцентированное освещение, которое может быть как естественным, так и искусственным. Оно выделяет определённый предмет интерьера (витрину, картину, изделие декоративно-при­кладного искусства и т.п.).

 

 

             По направленности различают прямое и непрямое (отражённое) освещение.

В случае прямого (например, целевого) освещения, лампа интенсивно освещает предмет прямым светом.

В случае непрямого освещения, лучи от источника света падают на отражающую поверхность (так называемый рефлектор) — например, потолок или стену, от которой свет равномерно распространяется по пространству.

Рассеянный свет, который является более мягким для восприятия, способен оптически сглаживать контрасты формы и цвета. Эффекты рассеянного света следует учитывать при проектировании интерьера. К примеру, если потолок не белый, а цветной и освещается он скрытыми за карнизы источниками света — то может возникнуть ситуация, при которой отражённый от потолка “окрашен­ный свет” зальёт всё помещение (14-й урок, влияние отражения).

 

Освещение жилища

Планируя освещение жилища, соответствующее современным функциональным и эстетическим потребностям, необходимо учитывать следующее:

 

1. Освещение должно обладать необходимыми характеристиками! Эти характеристики зависят от качества поверхности и силы света. Рекоменду­емые значения силы света здесь сведены в таблицу:

 

Помещение

Общее освещение

Целевое освещение

Гостиная

50-100 лк

300 лк

Спальня

50 лк

150 лк

Кухня

100 лк

300 лк

Ванная

100 лк

200 лк

Прихожая

150 лк

 
Рабочий кабинет  

300 лк

Коридор

100 лк

 


 

 


Прямое симметричное освещение


Направленное на стену прямое освещение


 

 

 

 

 

Отражённое освещение

 

Направленное “суммарное” освещение

 

  1. 2.  Проектируя освещение, необходимо помнить и о воздействии теней на
    характер восприятия интерьера. Тень — естественная спутница света, усилива­
    ющая степень объемности и выразительности предметов и, к тому же, по­
    могающая лучше ориентироваться в пространстве. Однако сильный контраст
    света и тени утомляет глаза, а наличие длинных глубоких теней (особенно в
    домах с лестницей) может стать причиной несчастного случая.
  2. 3.  Полностью избежать влияния бликов нельзя, да и не нужно. А вот ослабить их
    воздействие, особенно прямых, дизайнер обязан. Прямые блики возникают,
    когда в поле зрения попадает открытый источник света, а отражённые — когда
    в помещении слишком много зеркал и других блестящих поверхностей, что
    мешает правильному восприятию
    пространства и даже психологически раздра­
    жает. Поэтому вызывающие блики поверхности необходимо композиционно
    упорядочивать в пространстве относительно источников света.
  3. 4.  В пространстве интерьера всего жилища свет должен быть однороден! Следует
    избегать большой разницы в освещении соседних помещений, а в переходах
    между ними нужно создавать так называемые “световые шлюзы”.
  4. Дизайнер должен помнить и о цветовом воздействии света! Все эти положения справедливы для света
    как холодных, так и тёплых тонов.

 

 

 

 

Прямое и отражённое освещение                       Освещение стены узким конусом

6. Наряду с общим освещением, для каждого рода домашней деятельности необходимо и местное освещение. Требуемый комфорт можно получить, установив, к примеру, лампу направленного света с поворотной головкой и создав рассеянное освещение. Обращайте внимание и на сумму расходов! Ведь 15-30% всей электроэнергии, потребляемой среднестатистической семьей, уходит на освещение! Следовательно, вовсе не безразлично, сколько энергии уходит на создание светового потока требуемой мощности светильником.

          Многие модели современных светильников при равном энергопотреблении дают света в 8-10 раз больше, чем традиционные!

Какие бывают источники света.

Применяемые в жилищах источники света можно разделить на три основных группы:

 Лампы накаливания;

 Галогенные лампы (в том числе очень низкого напряжения);

 Люминесцентные лампы.

 

Лампы накаливания — чаще всего применяемые источники света. Их номиналь­ное напряжение 220-230 В, номинальная мощность – 25, 40, 60,75, 100, 150, 200, 500, 1000 Вт. По электротехническим характеристикам различают:

 лампы “миньон” под патрон Е14, 25-40 Вт

        обычные лампы под патрон Е27, 25-200 Вт (применяются наиболее часто).

Лампы накаливания — традиционные и наиболее распространенные источники искусственного света. Они дают теплый, мягкий свет умеренной силы, при котором возможно достаточно хорошее цветовосприятие. Срок их службы обычно не превышает 1000 часов. Лампы накаливания могут иметь разные по форме колбы (вплоть до так называемых “линейных” – в виде трубок) с прозрачным, матовым, перламутровым, молочно-белым, зеркальным и цветным стеклом.

 

Лампы-рефлекторы применяются там, где нужно получить сильное направленное освещение. Известно два их типа — с обычными колбами “тунгсрафлекс” и с особо прочными колбами PAR. Мощность таких ламп — 40, 60, 75, 100 и 150 Вт.


 


Лампы накаливания различной формы

               Галогенные лампы дают больше света, чем обычные лампы накаливания. Срок службы галогенных ламп выше: от 2000 до 3000 часов. Номинальное напряжение 220-230 В. Мощность: 100, 150, 200, 300, 500, 750, 1000, 1500 и 2000 Вт.

             Очень популярны галогенные лампы низкого напряжения, которые также дают достаточный по силе световой поток. Их направленный свет обеспечивает хорошее и правильное цветовосприятие. Сетевое напряжение с помощью транс­форматора понижается до 6-12 или 24 В. Их номинальная мощность 10, 12, 20, 35, 50, 75 и 100 Вт. Срок службы – 2000-5000 часов.

           Эти лампы можно применять в любом месте жилища, и также в сочетании с лампами накаливания. Нужно только следить, чтобы для освещения жилища приобретались лампы тёплого света, которые психологически более комфортны для человека!-

Светоотдача люминесцентных ламп в 5 раз больше, чем у ламп накаливания.
Световой поток люминесцентной лампы в 20 Вт равен световому потоку 75-100-
ваттной лампы накаливания.                                                                        

Срок службы люминесцентных ламп очень высокий: 7500-15000 часов.

Ниже дана таблица, где представлены значения мощности наиболее часто применяемых люминесцентных ламп в зависимости от их длины и диаметра:

 

Номинальная мощность (приближённо, Вт)

Диаметр

(мм)

Длина

(мм)

20

38

590

40

38

1200

65

38

1500

18

26

590

36

26

1200

58

26

1500

28

16

1148

14

16

548

-53

16

1448 мм

 

         Эти лампы сегодня наиболее популярны. Компактные люминесцентные лампы отличаются от обычных меньшими размерами. Их номинальная мощность: 5, 7, 9, 11, 15, 20, 23, 24, 26, 28, 32 и 36 Вт. Ожидаемый срок службы – 8000-10000 часов. Из-за хорошей светоотдачи и долгого срока службы эти лампы экономически выгодны для владельца. Единственным маленьким “минусом” является то, что в отличие от ламп накаливания они набирают полную силу света не сразу, а в течение нескольких минут.

        Осветительные приборы в большинстве случаев также выпускаются семействами, иначе говоря, лампы, рассчитанные на применение в определённых местах (настольные, напольные, настенные, потолочные) и дающие разное освещение (прямое или отражённое), изготовлены из одного материала и приведены к единому по форме стилю, цвету и другим характеристикам.

 

Галогенная настольная лампа

 

Компактные люминесцентные лампы различной формы


Колбы таких ламп могут быть выполнены из прозрачного, полупрозрачного, молочного стекла, а также иметь зеркальную поверхность. Кроме того, различают лампы направленного, сфокусированного и рассеянного света.

 

Направленное освещение галогенными лампами

 

 

 

 

 

 

В таблице приводим данные по размещению ламп некоторых широко распрос­транённых типов для получения необходимого значения силы освещения (лк).

 

Настольная лампа

Висячая лампа с колпаком

Подвешенный матовый шар

Отдельно расположенная люминесцентная лампа

Расстояние в метрах

Освещение

15 Вт

-

-

0,5

50

40 Вт

25 Вт

75 Вт

-

1

-

75 Вт

200 Вт

20 Вт

2

25 Вт

-

-

-

0,5

100

60 Вт

60 Вт

100 Вт

20 Вт

1

-

100 Вт

300 Вт

40 Вт

2

60 Вт

-

-

20 Вт

0,5

250

150 Вт

75 Вт

200 Вт

40 Вт

1

-

200 Вт

-

65 Вт

2

 

При помощи расчетов проверяем, соответствует ли освещение конкретному помещению. Нижеперечисленные расчетные параметры и понятия соответствуют европейским стандартам.

Элементы расчетной формулы:

А  – площадь пола помещения (м2);

К  – коэффициент отражения света (табличная величина);

Р° – удельная приложенная мощность (Вт/м2) — характеристика источника

света, табличная величина; Р   – мощность источника света (Вт); En – номинальная интенсивность освещения (лк).

 

Таблицы:

Лампы накаливания (мощность источника света)

 

А

Лампа накаливания общего назначения

60-200Вт

PAR

Рефлектор с параболическим зеркалом

60-ЗООВт

QT

Галогенная лампа накаливания

75-250Вт

QT LV

Галогенная лампа накаливания низкого напряжения

20-100Вт

QR

Галогенный рефлектор низкого напряжения

20-100Вт

LV

   

T

Люминесцентная лампа

18-58 Вт

TC

Компактная люминесцентная лампа

7-55 Вт

TC-D

4-трубчатая компактная люминесцентная лампа  

Удельная приложенная мощность Р°

 

Обычная А

12 Вт/м2

Галогенная QT

10Вт/м2

Компактная ТС

5 Вт/м2

Люминесцентная Т

3 Вт/м2

Коэффициент отражения света К

 

 

 

 

 

 

 

Внутренняя высота      Площадь помещения            пола (м2) Степень отражения
^            ^            »светлое         среднее          1емное

<3м

20

0,75

0,65 0,60

50

0,90

0,80 0,75

100

1,00

0,90 0,85

3-5 м

20

0,55

0,45 0,40

50

0,75

0,65 0,60

100

0,90

0,80 0,75

5-7 м

50

0,55

0,45 0,40

100

0,75

0,65 0,60


 

Детские:
11 4 6 2_0
Кухни
8 _0001 img_8157 img_8160
Спальни:
13 8 9 111111
Квартиры:
dsc_0015 dsc_0018 dsc_0031 dsc0247
Частные дома:
dsc_0005 dsc_0011 dsc_0028 img_5577